Принята                                                                                          Утверждена                                                                                                                                                                                                                                 

Общим собранием работников                                                  приказом директора

протокол от 28.12.2011 г.№ 7                                                     147-п от 28.12.2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

перспективного развития

Муниципального образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

 

 

«Школа – социокультурный центр посёлка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск

Нижегородская область

2011 год

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

№ п/п

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

СТРАНИЦЫ

1

Паспорт Программа

3

2

Обоснование необходимости Программы

6

3

Методологические основы Программы

11

4

Нормативно- правовая и организационная основа Программы

12

5

Концептуальная модель

13

6

Стратегия Программы

17

7

Этапы построения образовательной системы школы как социокультурного центра посёлка

 

18

8

Основные направления Программы

20

9

Планируемые результаты Программы

23

10

План программных мероприятий

25

11

Смета расходов программы

 

12

Комментарии к Программе

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММА 

 

№ п/п

 

 

1

Наименование ОУ

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»

2

Адрес

606042    Нижегородская область г. Дзержинск, пос. Горбатовка, ул. Школьная, дом №1

телефон: 88313 24 44 40

Факс: 88313 24 44 40

 

3

Тип и вид образования

Тип - общеобразовательное учреждение, вид – средняя  общеобразовательная школа

4

Социальный заказ (миссия) ОУ

создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей обучающихся на  основе повышения качества и эффективности  образовательного процесса, интеграции основного и дополнительного образования 

5

Разработчики Программа

Программа развития образовательного учреждения МОУ СОШ №16 разработана авторским коллективом в составе:

  • Руководитель:

Т.В. Миронова, директор МОУ СОШ №16

  • творческая группа: Л.К. Малышева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Л.И.Бухарова,

            заместитель  директора

            по воспитательной работе;

            Е.В.Ревягина, соцпедагог

            В.В.Паричук, педагог-       

            психолог

 

6

Принципы программирования

·         Индивидуализации, персонификации образовательного процесса

  • Максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности
  • Непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования
  • Свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества

7

Сроки реализации Программы

Ноябрь 2011 г- декабрь 2016 г

8

Этапы реализации  Программы

1 этап: Ориентировочный (2011-2012 г)

2 этап: Основной (2013- 2015г)

3 этап: Обобщающий (2016 год)

9

Основные исполнители программы

Администрация школы

Педагогический коллектив

Обучающиеся

Родители

Технические сотрудники

 

 

10

Партнеры программы

Родительский комитет школы; ЦД и К; представители бизнес структур, благотворители, представители власти, общественности, депутаты

Дворец Детского Творчества

Эколого-биологический центр

Центр художественных ремесел

Краеведческие музеи г. Дзержинска и Н.Новгорода

ФОК « Ока» г. Дзержинска

«Магнитная стрелка»

Поселковая библиотека п. Горбатовка

Театр «Перекресток» г. Дзержинск

Кукольный театр «Апельсин» г. Н. Новгород

Центр культуры и досуга «Молодежный» (с/х «Доскино»)

 

 

11

Управление программой

Корректировка программа осуществляется педагогическим советом школы, родительским комитетом (два раза в год)

Управление реализацией Программа осуществляется директором и его заместителями по учебно-воспитательной и воспитательной работе

Один раз в год уточняются целевые показатели и показатели затрат на реализацию программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ 

Ведущий педагогический замысел моделирования и построения новой образовательной системы  (идея создания) возник в связи с приоритетными направлениями развития образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями его модернизации, выдвинутыми Правительством РФ, а также  связан с желанием педагогов и родителей:

 

      Все эти замыслы могут быть реализованы в создании новой модели

«Школа – социокультурный центр посёлка».

            Социокультурная ситуация деятельности школы определяется следующими составляющими:

1.      Школа расположена в удалении от городов Дзержинска и Н. Новгорода.  Низкий уровень жизни родителей обучающихся нашей школы.  Большое количество семей наших обучающихся относится к семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации..

2.      В микрорайоне нет детской библиотеки, книжного магазина, культурных центров,  дворы жилых домов не достаточно оборудованы детскими и спортивными площадками.

3.  Школа объективно является единственным социокультурным центром посёлка, обладая:

 1) профессиональными кадрами, целенаправленно занимающимися воспитанием и обучением детей; 2) техническим и информационным потенциалом, позволяющим реализовывать образовательные программы и охватывать своей работой самую большую часть детского населения посёлка.

4.  Образовательный уровень родителей обучающихся школы невысокий: большинство родителей школьников имеют среднее и среднее профессиональное образование. Это обуславливает специфику родительских ожиданий от школы и уровень запросов на образовательные услуги.

            В школе постоянно проводятся социологические исследования образовательных запросов родителей, которые свидетельствуют о том, что родители наших обучающихся:

            Все перечисленное может быть оценено как проблемные характеристики контингента родителей.

Однако родители наших обучающихся:

Образовательные запросы родителей включают в себя:

Вместе с тем среди наших родителей постоянно увеличивается доля тех, кто заинтересован в:

            Таким образом, образовательный запрос родителей может быть охарактеризован как традиционный, очень обобщенный и недифференцированный, ориентированный на высокую активность школы и сниженную активность  родителей.

 

Анализ деятельности школы

            Учредителем Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16»  является Администрация города Дзержинска Нижегородской области. Здание школы построено в 1939 году и рассчитано на обучение 400 человек. В настоящее время в школе обучается 327 человек.

             За время своего существования школа сделала  69  выпусков обучающихся, 5 выпускников  – медалисты. Ежегодно  68  %  выпускников школы поступают в ВУЗы, остальные – в учреждения среднего профессионального образования.

            В настоящее время в школе работают  28 учителей , все они имеют квалификационную категории:  высшую- 24%; первую- 62  %; вторую -14   %. 98% педагогов имеют высшее профессиональное образование,  59 % имеют педагогический стаж свыше 20 лет.

            С момента своего возникновения школа ориентируется на предоставление основных и дополнительных образовательных услуг  на основе гуманитарных педагогических технологий.

            Школа активно ищет средства расширения учебного пространства, разрабатывает принципы организации образовательного пространства и образовательных событий.

            Педагогический коллектив школы работает над разработкой концепции, основная идея которой заключается в создании в общеобразовательной школе условий для построения индивидуальной образовательной траектории школьника. Индивидуализация образования обеспечивает обучающемуся возможность формирования собственных образовательных смыслов и целей.

            Заказ на индивидуализацию образовательной позиции исходит не столько от государства и культуры, сколько от самого человека, его индивидуальных представлений о самореализации.

            Новые цели школы связаны с преодолением отчуждения ученика от содержания образования, с развитием индивидуальной способности к инициативному учебному действию, с поддержкой личной активности учащегося в работе над предметным материалом, в формировании самостоятельности во всех сферах жизни, с взрослением на каждой школьной ступени.

            Ориентация на инновационное развитие привела к формированию особого типа образовательного учреждения, ориентированного на инициативность педагогов, демократизацию управления, привлечение дополнительных средств за счёт реализации дополнительных платных образовательных услуг.

            В школе организованы структуры, создающие условия для выполнения концепции индивидуализации образования:

     

В настоящее время в школе:

            Соотнесение запросов к школе как к образовательному учреждению  и фактических результатов ее деятельности показывает:

Запрос

Положительные результаты деятельности

Проблемы в деятельности, «слабые стороны»

Обеспечение здоровья обучающихся

- горячее питание школьников

 

- вакцинация обучающихся и учителей

- диспансеризация школьников

- спортивные секции

- здоровье сберегающие социальные программы учащихся

- уменьшение кол-ва оздоравливающих программ в старшей школе

- рост заболеваемости обучающихся, соответствующий общероссийским тенденциям

- в семьях большинства обучающихся отсутствует мотивация здорового образа жизни

Обеспечение занятости детей – запрос: родители, местные власти (гл. образом – правоохранительные)

- участие в реализации федеральных и региональных молодежных программах;

- занятость детей и подростков в каникулярное время;

- вовлечение учащихся в социально-значимую деятельность;

Оказание помощи семье в воспитании детей, вовлечение родителей в совместную деятельность.

- содержание и цели образовательных программ значительно шире, чем родительский запрос, следовательно, недопонимание родителями значимости данных видов деятельности, недостаточная их поддержка

Усвоение детьми общеобразовательной учебной программы запрос: родители, органы управления системой образования

- рост успеваемости и качества знаний школьников;

- программы психолого-педагогического сопровождения слабоуспевающих школьников;                                  

- программы предшкольной подготовки первоклассников

- большинство родителей не могут оформить заказ на содержание и результат обучения в связи с индивидуальными образовательными запросами семьи и способностями ребенка

Обеспечение высоких учебных достижений, подготовка к поступлению в ВУЗы запрос: родители, органы управления системой образования

- ежегодно в школе есть участники и призеры районных, городских, областных и российских конкурсов и олимпиад

- от 68 % уч-ся поступают в ВУЗы по окончании школы

- исследовательские и учебные программы старшеклассников

- общее количество участников олимпиад относительно общего числа обучающихся школы невелико

 

Развитие способностей ребенка

запрос: родители, педагоги школы

- факультативы

- психологические тренинги

- расширение сфер самореализации за счет расширения сфер деятельности уч-ся (программирование, школьные традиции и т.п.)

- тенденция снижения уровня познавательных способностей у поступающих в школу детей

- многие родители недооценивают роль дополнительного образования в развитии способностей детей

Развитие компетентностей обучающихся

запрос: педагоги школы

- безоценочная система оценивания в первых классах

- использование педагогических технологий (программный метод обучения, метод коллективных творческих дел и др.)

- развитие практики социального программирования

- недостаточное понимание данного подхода частью родителей,

- стремление родителей получить формальную отметочную оценку успешности их детей

Развитие самостоятельности и активности учащихся

запрос: педагоги школы

- школьное самоуправление

- программная деятельность учащихся

- школьные традиции

- программный способ организации воспитательной работы

- в учебном процессе сфера самостоятельности ограничена учебными программами

Выявленные проблемы:

  1. Ограниченность школьных ресурсов в решении проблемы оздоровления детей в соответствии с запросом родителей и объективной потребностью.
  2. Недостаточное понимание значения и недостаточная поддержка родителями обучающихся дополнительного  образования детей в силу доминирования традиционных представлений о результатах обучения и видах успешности обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

 

 

1.    Ключевая программная идея: индивидуализированное развитие, воспитание  и обучение каждого обучающегося с учетом его личного образовательного запроса и требованием современного уровня развития общества в условиях сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья обучающихся, формирования социально – прогрессивного типа личности, способной к самоопределению и самовыражению.

2.    Принципы организации жизнедеятельности учреждения:

·         Принцип многополюсности и единства образовательного, развивающего и воспитательного пространства школы.

·         Принцип свободы выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории.

·         Принцип открытости.

·         Принцип единства  участников образовательного процесса (педагогического коллектива, как единой команды, готовой к профессиональной деятельности по всем приоритетным направлениям, активное участие родителей в жизни школы)

·         Принцип креативности (Программа предполагает творческий подход к ее реализации, оставляя место для творческой инициативности педагогов в рамках достижения поставленных целей)

·         Принцип общественного самоуправления (Программа  определяет участие в управлении развитием школьной родительской общественности, органов ученического самоуправления)

·         Принцип сотрудничества (Программа предполагает тесное сотрудничество школы с социальными партнерами, сотрудничество всех участников образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей)

 

3.    Миссия школы: создание условий для проявления и развития

                                     индивидуальных способностей обучающихся на                             

                                      основе повышения качества и эффективности

                                     образовательного процесса, интеграции

                                     основного и дополнительного образования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. НОРМАТИВНО- ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ

 

Методологические и теоретические основы программы развития определили:

  1. Документы, регламентирующие  начальное, основное общее и среднее (полное) общее образование:
    • Типовое положение об  общеобразовательном учреждении
    • Базисный учебный план образовательного учреждения, реализующий программы начального, основного  общего и среднего (полного) общего образования
    • Государственные стандарты содержания начального, основного  общего и среднего (полного) общего образования
  2. Документы,  устанавливающие социальный заказ:

·         Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г. №751

·         Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р

·         Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2873

·         Закон Нижегородской области «Об образовании».

·         Закон РФ «Об образовании»

·         Программа развития школы  на 2005-2010 годы

·         Устав школы, изменения и дополнения к Уставу школы.

 

  1. Документы, обеспечивающие охрану здоровья  детей

            

·         Конвенция  ООН о правах ребенка

·         Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

·         Президентская программа «Дети России»

 

  1. Теория социального управления ( Д.И.Аверин, Д.В.Вакилова, Е.Т.Гребнев, Д.И.Пригожин)
  2. Системный подход как теория познания социально- педагогических процессов, в основе которой лежит рассмотрение объекта, как системы (П.К.Анохин, В.П.Беспаленко, В.Кинг, Р.Акофф, В.Г.Афанасьев)          
  3. Исследование проблем управления развитием школы ( Т.И.Шамова, В.И.Бондарь, Б.А.Конаржевский, Г.Г.Габдулин, В.С.Лазарев, М.М.Поташник)
  4. Теория информационного обеспечения ( Ю.А.Шафран, Н.В.Борисов и др.)
  5. Теория социально- педагогического прогнозирования, программирования и модернизации ( И.В.Бестужев-Лада, В.А.Луков,Ю.А.Крючков и др.)
  6. Философское осмысление проблем управления школой, становление и развитие личности в педагогической системе ( Д.Л.Андреев, Н.Н.Бердяев, Э.Н. Гусинский, М.С.Коган и др.)
  7. Методология «организация развития» , современные разработки в области инновационной и экспериментальной деятельности, социальное программирование, программа организационной деятельности (Н.Т. Алексеев, Ю.В.Громыко, В.С.Лазарев)

 

 

 

 

5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

            Развитие школы строится на следующих принципиально важных положениях, очерчивающих педагогическую позицию школы:

ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ МИКРОРАЙОНА

            Успешность развития нашей страны как социально ориентированного государства во многом связана с обеспечением доступности образования. Под доступностью образования мы понимаем создание равных условий, равной доступности качественного образования для детей из разных социальных слоев, предоставление конкретному ребенку возможности удовлетворить свои познавательные интересы, развить свои способности вне зависимости от материальных возможностей его семьи. Доступность образования предполагает также возможность получения качественного образования детьми с разными «стартовыми возможностями»: разной подготовленностью к школе, личностными особенностями, состоянием здоровья и способностями.

САМОЦЕННОСТЬ ДЕТСТВА И ОТРОЧЕСТВА КАК ЭТАПОВ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

            Построение школы как учреждения, в котором детей «готовят» к взрослой жизни, ведет к восприятию ребенка как изначально «неправильного», «несоответствующего» требованиям, которого надо «улучшать», «подгонять под норматив». Такой подход делает ребенка объектом педагогического воздействия, ведь только взрослый знает, «как должно быть», ребенок этого не может знать по определению.

            Мы считаем необходимым выстраивать в школе субъектные отношения – отношения сотрудничества и партнерства педагога и ученика вокруг проблемы образования ребенка. Эти отношения опираются в первую очередь на понимание детства как самоценного периода, т.е. важного и ценного для ребенка без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что, может быть, произойдет с ним когда-то в будущем. Детство это период достижений, трудностей, неудач, переживаний, радостей и открытий, а не этап подготовки к будущей жизни (хотя эта задача тоже решается).

 

ШКОЛА - ВОЗРАСТА: СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СООТВЕТСТВУЮТ СПЕЦИФИКЕ И ЗАДАЧАМ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

            За школьные годы ребенок проживает три качественно разных периода своей жизни: окончание детства, отрочество и начало юности, для каждого из возрастных этапов характерны специфические задачи развития, своя особая ведущая деятельность, характерные черты психического статуса ученика, закономерности его отношений с окружающими. Это обуславливает невозможность существования единообразной школы для детей разных возрастов, школы, в которой ученик 1 класса и ученик 11 класса занимаются одним и тем же в одинаковых условиях. Дети разные и учить их надо по-разному – в соответствии с особенностями возраста. Эти особенности проявляются в содержании образования, в используемых педагогических технологиях, в организации учебного процесса, в отношениях между учителями и учениками.

            Вместе с тем, идея школы-возраста предполагает создание ситуации педагогического сопровождения взросления ребенка – перехода из одного возраста в другой, с одной ступени обучения на другую, преемственности его возрастных задач и возрастных достижений, формирование единой временной перспективы: какой я был, какой я сейчас, каким я стану.

 

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ – УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ И ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ

            Результат образования, с нашей точки зрения, не может быть описан как модель идеального ученика или выпускника школы, так как невозможно живого, постоянно изменяющегося, уникального ребенка заключить в некую типичную схему. Особенно учитывая, что формирующее влияние на ребенка оказывает не только школа.

            Однако каждый учитель и школа в целом должны четко понимать результат своей деятельности. Выделение в качестве результата некоторой совокупности признаков обученности ребенка в современных условиях недостаточно, т.к. необходим широкий и разноплановый критерий, который мог бы отразить как содержание образовательного заказа родителей, общества, государства, так и цели, смыслы педагогической деятельности.

            Мы считаем целесообразным использовать в таком качестве понятие успешность ученика, потому что это позволит конкретизировать результат обучения с разных позиций и описать не только итоговый результат, проявляющийся после окончания 11 класса, но и промежуточный результат самого процесса образования. Вместе с тем успешность как результат образования предполагает вариативность этого результата, успешность каждого ученика в какой-то области. Соответственно мы можем описать виды успешности, на которые ориентирована наша школа:

 

 

 

 

Виды успешности

Педагогические категории, ее описывающие

Сохранение и укрепление здоровья

- заболеваемость

- профилактика

- участие и победы в спортивных соревнованиях

- формирование культуры здорового образа жизни

Положительное оценивание достижений учебной деятельности

- успеваемость

- качество знаний

- участие и победы в олимпиадах и ученических конкурсах

- освоение учебной деятельности

- защита учебных программ

- знаниевая компетентность

Способность эффективно продолжать образование

- поступление в профессиональные учебные заведения

- профессиональная ориентация

- перспективный индивидуальный образовательный план

- готовность к самообразованию

Развитие способностей и возможностей

- работа в кружках и клубах по интересам

- динамика психического развития

- индивидуальное образование

Успешная социализация

- правонарушения

- воспитанность

- социальная компетентность

- гражданская позиция

- освоение социальных ролей

Успешное общение и выстраивание эффективных коммуникаций

- коллективизм

- коммуникативная компетентность

- информационная компетентность

Личная популярность в значимых группах (образ успешного в чем-то человека)

- лидерство

- сфера самореализации

Успешность в интимно-личностных отношениях

- умение дружить

- поло-ролевая идентификация

- семейная компетентность

 

ШКОЛА - ОТКРЫТОЕ ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

            Открытость образовательного пространства означает необходимость использования в образовательном процессе различных источников, средств и форм образования, выходящих за рамки традиционно понимаемой школы. Целенаправленный целостный процесс образования необходимо расширить, включив в него не только уроки и воспитательные мероприятия, но и работу кружков и секций, самостоятельную образовательную деятельность ученика, формы его социальной активности, работу в общественных организациях и движениях, отношения со сверстниками. Это не означает попытку установления жесткого педагогического контроля над всеми сферами жизни ребенка. Данное положение отражает установку педагогического коллектива на создание целостного пространства жизни ребенка, в которой школа должна занимать органичное место, а для этого она должна научиться взаимодействовать с внешними для нее образовательными объектами (т.е. теми объектами, которые образовывают ребенка) и ситуациями, с людьми, оказывающими на ученика формирующее, т.е. педагогическое влияние. Заявляя себя как открытое образовательное пространство, школа также берет на себя задачу формирования у ученика способности взаимодействовать с различными, в т.ч. «внешкольными» источниками образования, реализуя собственные образовательные цели.

 

ШКОЛА - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ПОСЁЛКА

 

            Школа как социокультурный центр микрорайона создает целостное образовательное пространство, субъектами которого являются не только наши ученики, но и их семьи, и другие жители микрорайона. Это проявляется как в привлечении жителей микрорайона для проведения внутришкольных мероприятий, так и в расширении реализуемых школьниками программ до районного уровня: решение в их ходе проблем и задач, актуальных для жителей микрорайона. Кроме этого, школа как социокультурный центр микрорайона становится площадкой для проведения культурно-просветительских мероприятий для жителей всего микрорайона. Для школы данное положение имеет большое  значение, так как обеспечивает единство процесса образования и реальной жизни, создает контекст целостности, включенности школьника в современные ему общественные процессы.

 

Модель Школа – социокультурный центр

·         школа, где дети учатся жить активно, развивают и реализуют свои способности;

·         школа равных возможностей с достаточно широким диапазоном учебной и внеурочной деятельности;

·         школа, где комфортно учиться, где защищены права и возможности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

·         школа, конкурентоспособная на рынке образовательных услуг города.

 

6. СТРАТЕГИЯ ПРОГРАММЫ

 

Объектом программирования  является система дополнительного образования образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 16»

 

Предмет программирования  составляют формы и методы организации научно-сервисного сопровождения  деятельности педагогов и педагогического коллектива

 

Цель программа - содействие развитию индивидуальности обучающихся  посредством формирования благоприятной образовательной среды через объединение учебной и внеучебной сфер деятельности.

 

Задачи программы:

 

  1. Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно методические основы функционирования школы как социокультурного центра.
  2. Построение образовательной практики на основе возрастных закономерностей развития и обучения и взаимодействия всех субъектов образования школьника как внутри школы, так и в местном сообществе.
  3. Развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса.
  4. Обеспечение прав ребенка на доступное и качественное образование. Предоставить каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса. Обеспечить  успешность (в том числе социальной) школьника в процессе образования и по его окончании.
  5. Разработать технологию реализации методологической модели научно-

сервисного сопровождения инновационной деятельности педагогов в

образовательной  практике

  1. Обеспечить совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в учебный процесс передового и инновационного педагогического опыта, современных образовательных и информационных технологий.
  2. Обеспечивать поддержку педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации  авторских, модифицированных программ, курсов, пособий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  ЭТАПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ОЬРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ КАК  СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА ПОСЕЛКА

 

 

Этапы построения образовательной системы

Основные направления деятельности

сроки

Ответствен-ный

1 этап – программно-мобилизационный

(подготовительный)

 

  1. Разработка программного замысла, ознакомление с его основными идеями педагогов, обучающихся, родителей, предполагаемых социальных партнеров.
  2. Установление договорных отношений между школой и предполагаемыми социальными партнерами.
  3. Разработка программы деятельности:

 

  1. Формирование творческих групп педагогов по разработке и апробации новых форм и способов индивидуально-ориентированного взаимодействия.
  2. Определение критериев, показателей, методов  изучения результативности функционирования школы как социокультурного центра.

март – апрель 2011

 

май –июль 2011

 

до 20 мая 2011

 

сентябрь

2011

 

Сентябрь 2011

Зам.директора по УВР, ВР

 

Директор   

2 этап – поисково-преобразовательный (внедренческий)

 

  1. Разработка Положения о школе как  о социокультурном центре.

 

  1. Реализация программы совместных  действий с социальными партнерами.
  2. Организация  постоянно действующего семинара для учителей «Развитие индивидуальности обучающегося в образовательном процессе»;
  3. Освоение  и использование  в образовательной практике форм, методов и приемов деятельности, способствующих формированию индивидуальности обучающегося.
  4. Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.
  5. Внедрение компьютерных технологий дополнительного дистанционного образования школьников.
  6. Организация мониторинга и выявление потребностей и интересов детей и  их родителей, а также жителей микрорайона в целях исследования результативности воспитательно- образовательного процесса.

 

  1. Формирование информационно-методического фонда методических разработок педагогов и их партнеров.
  2. Обновление нормативно-правовой базы функционирования образовательного учреждения.
  3. Расширение инвариантной части учебного плана.
  4. Создание системы информационного обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
  5. Участие педагогов и обучающихся в конкурсном движении.
  6. Улучшение материальной базы.

Октябрь

2011

 

2011-2016

 

2011-2014

 

 

 

постоянно

 

 

 

 

май 2012--2014гг.

 

 

 

 

2014 г.

 

постоянно

 

 

 

 

 

 

постоянно

 

 

по необходи-мости

 

2014-2015

 

ежегодно

 

 

постоянно

 

постоянно

 

 

 

 

 

3 этап – рефлексивно-обобщающий

 

  1. Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, обучающихся, родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по построению образовательной  системы школы  как социокультурного центра.
  2. Обобщение опыта работы по реализации программы развития
  3. Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.
  4. Определение перспектив дальнейшего развития.
  5. Выход нового типа ОУ «Школа – социокультурный центр» в режим функционирования
  6. Корректировка нормативно-правовых документов образовательного учреждения

Сентябрь2015

 

 

 

 

 

 

Май 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Ступень обучения

Инновационные

компоненты содержания образования

Педагогические технологии:

Материально-техническая база (необходимо дополнительно к имеющейся)

Школьный уклад

Работа с внешней средой

Начальная школа

1. развивающее обучение (развитие существующей практики)

2.оздоравливающее обучение (развитие существующей практики)

3. предмет «Иностранный язык»

4. занятия  кружка интеллектуального развития «Умники и умницы»

5.предмет «Основы информатики»

1.оздоравливающее обучение

2.развивающее обучение 3.безотметочное обучение

1. оборудование спортивного зала

2.оптимизация питьевого режима школьника

3.модернизация кабинета группы продленного дня

4.создание методического кабинета развивающего обучения

1. развитие школьных традиций

1.организация дошкольной подготовки в различных формах

3.расширение деятельности школьного попечительского совета

Средняя школа

1. здоровый образ жизни как содержание образования (внедрение)

2.программаирование (учебное, социальное) как содержание образования (развитие существующей практики)

3.дополнительное образование (развитие существующей практики)

1.учебное программирование

2. информационные технологии

3.компьютерные технологии

4.развивающее обучение

5.социальное программирование

 

1.создание мультимедиа-библиотеки для школьников

2.оборудование кабинета школьника

1. развитие школьных традиций

1.расширение деятельности школьного попечительского совета

 

Старшая школа

1.индивидуальные образовательные планы (внедрение)

2.профильное обучение

1.учебное программирование

2.учебное исследование

3. информационные и компьютерные технологии

1.создание и оборудование ресурсного центра педагогических технологий

2.обучение преподавателей профильных курсов

1.создание школьного научного общества

2.проведение педагогической конференции учителей школы

1.расширение деятельности школьного попечительского совета

            Главное направление Программы – укрепление духовно-нравственного и физического здоровья школьников. Это направление реализуется преимущественно силами коллектива школы на ее площадях, которые включают в себя здание школы № 16 со спортивным залом, огороженную территорию вокруг школы со спортивной площадкой. Второе по значимости направление – создание внешней микросоциальной среды школы.  Социальными партнерами школы № 16 являются:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» созданы кружки и секции, работающие по следующим направлениям:

 

·         физкультурно – спортивное

·          социально-педагогическое

·         историко-краеведческое

·         художественное

·         научно-техническое

·         эколого-биологическое

 

«Юный краевед»

 

«Юный художник»

 

«Умелые ручки»

 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


9.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

            Результаты заключаются в качестве предоставляемых учреждением образовательных услуг, основных и дополнительных.

            С услугами  образования наша школа выходит на рынок, привлекает новых клиентов, но измерить качество образовательных услуг, адекватно описать его очень сложно, как и вообще качество услуг в социокультурной сфере, так как у образовательных услуг нет эталона качества и невозможно определить стандарт процессов и результатов оказания услуг. В 2011 году будут введены стандарты , в которых будут  сформулированы эталоны на каждом уровне образования.

            Как отмечают теоретики экономических методов управления в области образования и культуры: во-первых, определение качества услуг происходит в коммуникации с клиентом (заказчиком и потребителем), а во-вторых, условия оказания образовательных услуг очень сильно влияют на представление об уровне качества услуги.

            Поэтому в нашей деятельности очень важную роль играют разные способы и формы обсуждения дополнительных образовательных услуг, предоставляемых учащимся и их родителям, с ними самими, а также вовлечение заказчиков в те открытые места, где можно увидеть презентацию умений учащихся, подготовленные ими творческие продукты, где отмечаются достижения, полученные в результате потребления услуг. Например, подробная характеристика услуги и условий её предоставления обсуждается на Общем собрании школы, на собраниях родителей. В этом же русле анализа результатов идёт заполнение родителями и детьми анкет, в которых администрация интересуется мнением заказчиков и потребителей услуг, организует  родителей для обсуждения ожидаемых результатов образования на разных ступенях, встречи с выпускниками, обсуждения специфики результатов работы школы с педагогами.

            Обобщая полученные материалы, мы выделили группы результатов относительно разных субъектов образовательного процесса.

Внутренние результаты

Для обучающихся

для родителей:

 

для педагогов:

            Обозначенное поле результатов отражает качественные изменения людей. Поэтому в первую очередь эти результаты подтверждаются материалами достижений в Портфолио и в «Портфеле достижений», динамикой индивидуальных результатов, успешностью на следующих ступенях образования, феноменологическими описаниями впечатлений и переживаний, и только отчасти отражаются в отметках и рейтингах.

Внешние результаты

Результаты работы учреждения для городской системы образования:

 

 

 

 

 

 

 

 

10.  ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

 

При реализации программы развития школы предполагаются существенные изменения во всех сферах жизни школы: кадры, содержание деятельности,  характере взаимодействия с окружающим социумом.

 

Содержание работы

сроки

исполнители

результат

1. Организационное обеспечение

 

 

 

1.1.

Внесение  изменений в нормативно-правовую базу школы:

- Положение о школе как социокультурном центре поселка ;

 

2011

директор

зам. директора по УВР, ВР

 

1.2.

Заключение договоров с учреждениями и организациями о сотрудничестве.

ежегодно

директор

 

1.3.

Разработка программы совместных действий  по формированию культурно – образовательного пространства.

2011

Учителя-предметники

 

1.4.

Выбор программ элективных курсов.

2014

Учителя-предметники

 

1.5.

Разработка учебного плана профильного обучения.

2014

Администрация

 

1.6.

Установление контактов с образовательными учреждениями, работающими по данной проблеме.

2011 -2016

Администрация

 

2. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива

 

 

 

2.1.

Диагностика потребностей педколлектива в повышении квалификации, оценка профессиональных затруднений.

ежегодно

Зам. директора по учебной работе

 

2.2.

Повышение квалификации и переподготовка кадров.

Согласно графика прохождения курсовой переподготовки

Администрация, учителя-предметники

 

2.3.

Работа педагогов над темами по самообразованию.

Ежегодно

Администрация, учителя-предметники

 

2.4.

Участие в работе педагогических советов, методических объединений.

ежегодно

Педагогический коллектив

 

2.5.

Создание творческих групп учителей.

ежегодно

Администрация

 

2.6.

Обмен опытом через систему взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий.

ежегодно

Руководители ШМО

 

2.7.

Проведение мониторинга потребностей, интересов и способностей школьников

ежегодно

Классные руководители

 

2.8.

Участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года»,  «Фестиваль педагогических идей» и др.

ежегодно

администрация

 

2.9.

Организация постоянно действующего семинара для  учителей «Развитие индивидуальности ребенка в образовательном процессе»

2011-2012

Администрация

 

2.10

Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их партнеров

ежегодно

Зам. директора по УВР

 

2.11

Подготовка педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности.

По мере необходимости

Администрация

 

3. Внедрение  и совершенствование методов обучения и воспитания

 

 

 

3.1.

Проведение педагогических советов и цикла семинаров по проблеме «Современные педагогические технологии», создание методической копилки с разработками открытых уроков.

ежегодно

Администрация

 

3.2.

Совершенствование методов оценивания  достижений обучающихся, формирование портфолио и «Портфеля достижений»

ежегодно

методсовет

 

3.3.

Формирование мотивации достижений школьников, обучение их  технологии работы с портфолио и «Портфелем достижений»

ежегодно

руководитель МО классных руководителей

 

3.4.

Внедрение и использование в образовательной практике индивидуально-ориентированных форм, методов и приемов работы с обучающимися.

ежегодно

МО учителей- предметников

 

 

3.5.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс:

-       использование возможностей сети Интернет в обучении различным  учебным дисциплинам;

-       переход к электронной форме ведения школьной документации;

-       поддержка работы сайта школы.

 

Ежегодно

 

 

 

2011-2012

Администрация

 

 

 

Учитель информатики

 

3.6.

Расширение сети школьных кружков и секций

 

ежегодно

Администрация

 

37.

Разработка критериев морального и материального  стимулирования педагогов, внедряющих ИКТ- технологии  в образовательный процесс

2011

Администрация

 

Формирование информационной среды в образовательном учреждении

 

 

Компьютеризация

 

 

Оснащение персональными компьютерами

С 2012

Директор

 

 

Оснащение периферийными устройствами

2012

Директор

 

 

Приобретение сетевого оборудования

2012

Директор

 

 

Расширение  локальной компьютерной сети

2012

Директор

 

 

Обеспечение выхода в Интернет

ежегодно

Директор

 

 

Оборудование рабочих мест  программным  обеспечением управленцев, учителей, специалистов

ежегодно

Директор

 

 

Информатизация

С 2011

Директор

 

 

Создание медиатеки  на базе школьных библиотек

Ежегодно

Директор

 

 

Создание   методического кабинета школы

2012

 Зам . дир. по УВР

 

 

Создание мультимедийного класса

2016

Директор

 

 

Оборудование мультимедийными установками учебных классов

2016

Директор

 

 

Программное обеспечение для управления ОУ

Ежегодно

Директор

 

 

Обеспечение методическими и учебными материалами - электронные таблицы по предметам

Ежегодно

Директор

 

Формирование материально-технической базы

 

 

Приобретение необходимого оборудования

С 2012

Директор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к содержанию программы:

Технологии

Основное содержание

Решаемые задачи

Развивающее обучение

Педагогическая технология образования ученика

Развитие мышления, освоение учебной деятельности, развитие активности и самостоятельности, стимулирование социализации,.

Формирование компетентностей.

Повышение учебной успешности.

Оздоравливающее обучение

Внедрение в практику преподавания приемов и методов психофизиологической разгрузки ученика, проведение специальных занятий и упражнений на уроках и переменах, стимулирующих физическое созревание в сферах, наиболее часто страдающих в ходе обучения (моторика, опорно-двигательная система, органы зрения, сердечно-сосудистая система, нервная система)

Оздоровление, сохранение здоровья обучающихся, формирование бережного отношения к своему здоровью, повышение успешности в области здоровья.

Безотметочное обучение

Технология оценивания детей, основывающаяся на 1)переносе акцента в оценке с того, что ребенок не знает, не умеет, на то, что он знает и умеет; 2)оценке индивидуального продвижения ребенка – как изменяется успешность его учебы относительно его прежних успехов и его возможностей; 3)накоплении положительных оценок как со стороны учителей, так и со стороны учеников, родителей, других взрослых; 4)оценивании как учебных успехов ребенка, так и неучебных: работа в кружках, домашние увлечения, отношения со сверстниками, родителями и т.п. Внедрение в педагогическую практику приемов и методов оценивания успешности ребенка, расширение работы с «Портфелями достижений» в начальной школе , в средней школе с «Портфолио ученика» (комплексный вид портфолио), в старшей – с «Портфолио выпускника».

Повышение успешности в разных сферах деятельности, формирование единого оценочного подхода к ученику учителей и родителей.

Развитие самосознания, повышение ответственности и активности, формирование положительного отношения к себе и адекватной самооценки, развитие навыков осознания и оценивания своих поступков и своей деятельности.

Повышение мотивации учебной деятельности.

Учебное программирование

Технология обучения, при которой изучение материала происходит через разработку учебного программа: придумывания способа узнавания нового и его реализацию. В ходе выполнения программа ученик самостоятельно определяет формы и методы работы, самостоятельно организует и контролирует свою деятельность. Учитель оказывает консультативную помощь и создает ситуацию необходимости тех знаний, которые ученик получает в ходе программной деятельности.

Повышение успеваемости.

Развитие мотивации учения.

Развитие индивидуальных способностей обучающихся.

Формирование знаниевой компетентности обучающихся.

Технология полного усвоения

Технология обучения основана на выделении алгоритма учебной деятельности: определение исходного уровня знаний – изучение теоретического материала – выполнение тренировочных заданий – выполнение контрольной или проверочной  работы – оценка контрольной работы – при положительной оценке переход на углубленный уровень или к изучению нового материала, при отрицательной оценке переход на этап повторного изучения.

Формирование готовности к самообразования.

Повышение качества знаний, школьной успешности.

Социальное программирование

Образовательная технология, основанная на преодолении важных для ученика социальных проблем, встречающихся в его реальной жизни программным способом, т.е. через разработку своего собственного способа действий, изменяющего социальную ситуацию и требующего активных действий ученика.

Освоение социального программирования как вида деятельности.

Успешная социализация.

Формирование коммуникативной, социальной компетентности.

Сфера самореализации.

Формирование самостоятельности, активности, гражданской позиции уч-ся.

Учебное исследование

Организация изучения материала через проведение исследования, т.е. изучение существующего взгляда на научную проблему, разработку собственной гипотезы и ее проверку.

Достижения высокого уровня

Подготовка к обучению в ВУЗе

Дифференциация

Разделение класса обучающихся на 3 уровня, в зависимости от уровня изучения материала (внутренняя дифференциация); разделение учащихся на классы, в зависимости от профиля обучения (внешняя дифференциация)

Соответствие содержания обучения характеру образовательного запроса, интересам и способностям учащегося.

Доступность образования.

Компоненты содержания образования

Основное содержание

Решаемые задачи

«Кабинет психо-эмоциональной разгрузки»

Программа оздоровления обучающихся, предполагающая организацию и проведение периодических циклов развивающих занятий по специализированной программе в специально оборудованном тренажерами и спортивным оборудованием кабинете.

Оздоровление и физическое развитие обучающихся.

Повышение личной успешности и успешности в сфере здоровья.

Предмет «Иностранный язык» (в начальной школе)

Обучение иностранному языку в период самой высокой восприимчивости ребенка к иностранному языку за все школьные годы.

Ускорение речевого развития.

Освоение иностранного языка.

Повышение коммуникативной успешности.

Предмет «Основы информатики» (в начальной школе)

Первичное знакомство с компьютером в режиме пользователя, с алгоритмизированием и программированием.

Развитие мышления ребенка, формирование логических операций, формирование навыков работы с компьютером.

Развитие информационной компетентности обучающихся.

Здоровый образ жизни как содержание образования

Введение в преподавание общеобразовательных предметов валеологических компонентов.

Сохранение здоровья, оздоровление обучающихся.

Формирование здорового образа жизни.

Успешность в области здоровья.

Учебное программирование как содержание образования

Обучение разработке учебных программ.

Формирование навыков учебного программирования.

Повышение успеваемости.

Развитие мотивации учения.

Развитие индивидуальных способностей обучающихся.

Формирование знаниевой компетентности обучающихся.

Социальное программирование как содержание образования

Обучение разработке и проведению социальных программ.

Освоение социального программирования как вида деятельности.

Успешная социализация.

Формирование коммуникативной, социальной компетентности.

Сфера самореализации.

Формирование самостоятельности, активности, гражданской позиции обучающихся.

Дополнительное образование

Расширение содержания образования за пределы школьных общеобразовательных программ в соответствии с индивидуальными интересами. Работа на базе школы кружков, секций, детских объединений (Центр кружковой работы), реализующих образовательные программы прикладной, профильной и углубленной направленности.

Развитие индивидуальных способностей и склонностей.

Школьная и личная успешность.

Сфера самореализации.

Индивидуальные образовательные планы

Обучение по индивидуальным учебным планам, т.е. определение приоритетных предметов, которые должны быть изучены на углубленном уровне, разработка режима обучения, позволяющего тратить большую часть времени на изучение приоритетных предметов.

Индивидуализация обучения

Формирование долгосрочных образовательных планов

Материально-техническая база

Основное содержание

Решаемые задачи

Создание мультимедиа-библиотеки для школьников

Оборудование читального зала школьной библиотеки с компьютерной техникой и доступом к библиотеке мультимедиа продуктов (электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы и т.п.) на 30 посадочных мест.

Доступность образования.

Повышение успешности учебной деятельности.

Оборудование кабинета дополнительного образования

Закупка мебели и оборудования для Центра Кружковой работы, проведения занятий кружков художественной направленности.

Доступность образования, развитие способностей и интересов детей.

Оборудование ресурсного центра педагогических технологий

Закупка литературы, мебели и оргтехники, необходимой для оборудования центра методической работы учителей, реализующих современные педагогические технологии в школе

Повышение профессионализма учителя

Повышение эффективности образовательного процесса

Школьный уклад

Основное содержание

Решаемые задачи

Школьные традиции

Праздник Первого и Последнего звонка

Посвящение в первоклассники

День учителя

23 февраля

8 марта

День здоровья

День театра

День матери

День защиты детей

Фестиваль семейного творчества

Масленица широкая

Пасха

Акция «Ветеран живет рядом»

Акция милосердия и «Нет- наркотикам!»

Митинг у обелиска славы, «День Победы»

«Папа, мама и я- спортивная семья»

Праздник Букваря

Коллективные экскурсионные поездки по городам России

Развитие личности.

Обеспечение преемственности в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Решение задач возрастного развития.

Создание единого школьного ценностного пространства.

Сфера самореализации.

Повышение личной успешности.

Школьное научное общество

Объединение обучающихся старших классов и педагогов, на базе которого осуществляется подготовка обучающихся к исследовательской деятельности, проводятся учебные исследования, обсуждаются их результаты.

Высокие достижения

Подготовка к обучению в ВУЗе

Освоение исследовательской деятельности

Развитие интересов и способностей

Корректировка и развитие профессиональных и образовательных планов

Работа с внешней средой

Основное содержание

Решаемые задачи

Дошкольная подготовка

Организация на базе детских садов  развивающих занятий с детьми, направленных на формирование навыков группового взаимодействия, саморегуляции, осознанного поведения, развитие их способностей и психических процессов, формирование знаний, необходимых для обучения в школе.

Форма организации дошкольной подготовки:

-  «Школа будущего первоклассника» - полугодовой цикл 1 занятие  в неделю.

Повышение готовности детей к обучению в школе.

Развитие способностей обучающихся в благоприятный возрастной период.

Повышение успешности обучающихся в учебной деятельности.

Сокращение адаптационного периода к школе.

Попечительский совет школы

Орган общественного управления школой. Утверждает программу развития школы. Участвует в поиске источников ее финансирования и решении возникающих проблем.

Расширение участия родителей в образовательном процессе.

Развитие взаимопонимание участников образовательного процесса.

Удовлетворение и развитие ожиданий и образовательных запросов со стороны родителей к школе.